Как подобрать подшипник для генератора
Как подобрать подшипник генератора?
Вот вам схема генератора в разобранном виде.
Под номером 5 обозначен передний подшипник, а под 7 номером задний подшипник.
На моей машине когда-то довольно давно уже, перед какой-то дальней дорогой, намечалась поездка, и мне не понравился звук, который шел из генератора. Я его снял и отнёс, чтобы мне поменяли подшипники в нём, у меня не было тогда тисков, чтобы открутить гайку шкива (она с довольно большим усилием затягивается) и поэтому я отнёс генератор специалистам, сказал посмотреть состояние щёток. Когда забирал, они сказали, что состояние щёток нормальное, а вот подшипники мы поменяли.
И вот этим летом мне, как бы опять не понравился звук,который издавал передний подшипник.
Поэтому я думаю, поменяю сам, тиски уже есть, ничего там сложного нет.
И пошёл я и купил подшипник. Новый подшипник, который я себе купил, оказался фирмы SKF.
Я купил по размерам, тот, что был в наличии. И вот такая маркировка этого подшипника 6203 2RSH.
Вот так он выглядит
Производитель SKF указывает, что модель подшипника (в данном случае 6203 RSH)
Предельное количество оборотов -12000 в минуту.
Теперь давайте посчитаем, какое количество оборотов делает генератор в минуту…
Как это сделать?
Надо взять и измерить линейкой диаметр шкива коленвала, в моём случае это 150 мм примерно, и диаметр шкива генератора, в моём случае 60 мм.
Получается, что шкив коленвала в два с половиной раза диаметр больше, чем диаметр шкива генератора.
Это означает, что при оборотах коленвала 1000, генератор будет крутиться с оборотами в два раза больше, то есть 2500 оборотов в минуту.
Ограничения 12000?
При каких же оборотах коленвала будет достигнуто данное ограничение?
Не так и трудно подсчитать!
12000 разделить на 2,5 получается 4800 оборотов
4800 оборотов в минуту для современного автомобиля не такие уж и заоблачные обороты, в нашем случае это скорость 130-140 км, примерно
Теперь смотрим на такой же подшипник только с маркировкой ZZ (6203ZZ)
В буквах и кроется всё самое главное, ZZ – это значит, что пыльники металлические. И обратите внимание на скорость!!! 20000 оборотов в минуту, по данным SKF.
20000 — этоопределённо лучше, чем 12000, учитывая, что стоимость этого подшипника на 20 гривен дороже чем вот этот первый 6204 2RSH.
На фото видно два подшипника: нижний подшипниккуплен раньше, тот, что сверху куплен потом. Отличия только в том, что в одном написано 2-RSH, а на другом 2Z, вот и все отличия.
2Z — это два металлических пыльника.
Подшипник с металлическими пыльниками крутится легче чем с прорезиненными уплотнениями, значительно легче.
Крутишь его руками и создаётся ощущение, что подшипник действительно рассчитан на более высокие обороты.
Ради интереса снял пыльник с подшипника 6203 2RSHчтобы увидеть, сколько смазки кладёт в свои изделия SKF, какое количество и как выглядит эта смазка.
Теперь поговорим о зазорах в подшипниках.
Существует несколько видов теплового зазора (остановимся на тех зазорах, которые относятся к нашему подшипнику генератора):
С2-зазор менше, чим нормальноый, например 6203 2RSС2
СМ или нормальный зазор (маркировка может не указываться), например 6203 2RS
С3-зазор больше, чем нормальный, например 6204 2RSC3
В каких случаях используется подшипник с уменьшенным тепловым зазором С2?
Вот что пишет по этому поводу NTN - «Необходимость повышения жесткости в осевом радиальном направлении (например в скоростных узлах) а также по условиям эксплуатации ожидается повышенный нагрев наружного кольца». То есть, какое-то узел, в котором наружное кольцо нагревается сильнее, чем внутреннее и они расширяются по-разному (и в ходе работы зазор увеличивается и становится нормальным)
А когда же используется подшипник с увеличенным тепловым зазором С3?
При повышенном нагреве внутреннего кольца.
Или подшипник работает с высокими динамическиминагрузками, поэтому кольца монтируют с повышенным натягом, или наличие перекосов внутреннего кольца относительно наружного кольца по различным причинам. То есть узел, в котором соосность, например переднего и заднего подшипника не совсем точно соблюдена, в случае генератора – его ещё ремень тянет вбок, поэтому может быть какой-то перекос, или может быть подшипник находится на натяжителе каком-нибудь, не обязательно.
Тогда ставится подшипник с увеличенным зазором С3.
Можно ли вместо нормального подшипника поставить подшипник с зазором С3? В основном производители подшипников говорят МОЖНО, если там не какие-то сверхвысокие скорости.
А можно ли наоборот, если производитель поставил подшипник с С3 а вы хотите поставить без С3 или у продавца нет его в наличии? Производители подшипников говорят, что так делать категорически НЕЛЬЯ. Если производитель узла или автомобиля поставил туда С3 (вы, например снимаете подшипник, а там написано С3) это значит, что в это место ВЕГДА нужно ставить подшипники с С3.