Как подобрать подшипник для генератора

Как подобрать подшипник генератора?

 

Вот вам схема генератора в разобранном виде.



 

Под номером 5 обозначен передний подшипника под 7 номером задний подшипник.

 

На моей машине когда-то довольно давно уже, перед какой-то дальней дорогой, намечалась поездка, и мне не понравился звук, который шел из генератора. Я его снял и отнёс, чтобы мне поменяли подшипники в нём, у меня не было тогда тисков, чтобы открутить гайку шкива (она с довольно большим усилием затягивается) и поэтому я отнёс генератор специалистам, сказал посмотреть состояние щёток. Когда забирал, они сказали, что состояние щёток нормальное, а вот подшипники мы поменяли.

И вот этим летом мне, как бы опять не понравился звук,который издавал передний подшипник.

Поэтому я думаю, поменяю сам, тиски уже есть, ничего там сложного нет.

И пошёл я и купил подшипникНовый подшипник, который я себе купил, оказался фирмы SKF.

Я купил по размерам, тот, что был в наличии. И вот такая маркировка этого подшипника 6203 2RSH.

Вот так он выглядит




 

Производитель SKF указывает, что модель подшипника  данном случае 6203 RSH)

Предельное количество оборотов -12000 в минуту. 

Теперь давайте посчитаем, какое количество оборотов делает генератор в минуту

Как это сделать?  

Надо взять и измерить линейкой диаметр шкива коленвала, в моём случае это 150 мм примерно, и диаметр шкива генератора, в моём случае 60 мм.

Получается, что шкив коленвала в два с половиной раза диаметр больше, чем диаметр шкива генератора. 
Это означает, что при оборотах коленвала 1000, генератор будет крутиться с оборотами в два раза больше, то есть 2500 оборотов в минуту.

Ограничения 12000?

При каких же оборотах коленвала будет достигнуто данное ограничение?

Не так и трудно подсчитать!

12000 разделить на 2,5 получается 4800 оборотов

4800 оборотов в минуту для современного автомобиля не такие уж и заоблачные обороты, в нашем случае это скорость 130-140 км, примерно

Теперь смотрим на такой же подшипник только с маркировкой ZZ (6203ZZ)

В буквах и кроется всё самое главноеZZ  это значит, что пыльники металлические. И обратите внимание на скорость!!!  20000 оборотов в минуту, по данным SKF.

20000 — этоопределённо лучше, чем 12000, учитывая, что стоимость этого подшипника на 20 гривен дороже чем вот этот первый 6204 2RSH.



На фото видно два подшипника: нижний подшипниккуплен раньше, тот, что сверху куплен потом. Отличия только в том, что в одном написано 2-RSH, а на другом 2Z, вот и все отличия.

 


2Z — это два металлических пыльника.

Подшипник с металлическими пыльниками крутится легче чем с прорезиненными уплотнениями, значительно легче.  





Крутишь его руками и создаётся ощущение, что подшипник действительно рассчитан на более высокие обороты.

 

Ради интереса снял пыльник с подшипника 6203 2RSHчтобы увидеть, сколько смазки кладёт в свои изделия SKF, какое количество и как выглядит эта смазка.




Теперь поговорим о зазорах в подшипниках.

Существует несколько видов теплового зазора (остановимся на тех зазорах, которые относятся к нашему подшипнику генератора):


С2-зазор меншечим нормальноый, например 6203 2RSС2

СМ или нормальный зазор (маркировка может не указываться), например 6203 2RS

С3-зазор больше, чем нормальный, например 6204 2RSC3

В каких случаях используется подшипник с уменьшенным тепловым зазором С2?

Вот что пишет по этому поводу NTN - «Необходимость повышения жесткости в осевом радиальном направлении (например в скоростных узлах) а также по условиям эксплуатации ожидается повышенный нагрев наружного кольца». То есть, какое-то узел, в котором наружное кольцо нагревается сильнее, чем внутреннее и они расширяются по-разному (и в ходе работы зазор увеличивается и становится нормальным)

А когда же используется подшипник с увеличенным тепловым зазором С3?

При повышенном нагреве внутреннего кольца.

Или подшипник работает с высокими динамическиминагрузками, поэтому кольца монтируют с повышенным натягом, или наличие перекосов внутреннего кольца относительно наружного кольца по различным причинам. То есть узел, в котором соосность, например переднего и заднего подшипника не совсем точно соблюдена, в случае генератора – его ещё ремень тянет вбок, поэтому может быть какой-то перекос, или может быть подшипник находится на натяжителе каком-нибудь, не обязательно.

Тогда ставится подшипник с увеличенным зазором С3.

 

Можно ли вместо нормального подшипника поставить подшипник с зазором С3? В основном производители подшипников говорят МОЖНО, если там не какие-то сверхвысокие скорости.

А можно ли наоборот, если производитель поставил подшипник с С3 а вы хотите поставить без С3 или у продавца нет его в наличии? Производители подшипников говорят, что так делать категорически НЕЛЬЯ. Если производитель узла или автомобиля поставил туда С3 (вы, например снимаете подшипник, а там написано С3) это значит, что в это место ВЕГДА нужно ставить подшипники с С3.